Здравствуйте, Гость! Регистрация

Сегодня: пятница, 15 октября 2021 года  

Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Конкурс "А вот еще был случай..."
· Объявления
· Поиск
· Связаться с нами
· Конкурс "Вот это кадр!"

Реклама


Путеводные огни на песчаной косе
Добавлено: 17/12/2020

Что вы знаете о маяках, помогающих мореплавателям в Керченском проливе? Конечно, вы слышали о них, а возможно, даже видели эти мерцающие башни вживую или на фото, но вряд ли интересовались историей их появления.



Чушкинский створ маяков, предназначенный для указания прохода судам по проливу из Азовского моря в Черное, состоит из двух маяков: Чушкинского Переднего и Заднего. Створные маяки работают обязательно в паре, и задний выше переднего – смысл этих огней в том, что если капитан наблюдает два красных огня «в створе», то есть на одной прямой, один над другим, – значит, судно идет правильным курсом и пройдет фарватер, избежав опасности.

Свое название маяки створа получили от полуостровной косы Чушки, на которой они расположены. Передний створный маяк располагается в юго-западной части косы, в непосредственной близости от порта Кавказ, а задний – у ее оконечности. Песчаная отмель находится в уникальном месте Таманского полуострова – на севере Керченского пролива между Черным и Азовским морями – и протянулась на целых 18 километров. Название косы связано с тем, что на нее часто выбрасывались дельфины, которых местные жители называли морскими свиньями, а на диалекте малороссов свинья звучит как «чушка».

Место для постройки маяков было выбрано не случайно. С древних времен на косе Чушке находился античный город Ахиллий, который очень удобно располагался на оживленном морском пути. Ближе к южной оконечности косы или недалеко от нее, на одном из островов, был построен храм в честь Ахилла, владыки Понта и покровителя мореплавателей, одновременно выполнявший функции маяка.

В 1907 году был утвержден проект маячного освещения Чушкинского колена Керчь-Еникальского канала. Силами министерства торговли и промышленности планировалось оградить канал шестью освещаемыми плавучими предостерегательными знаками и двумя створными маяками на косе Чушке, которые должны были указывать направление движения судам в Керченском проливе и обеспечивать безопасный проход по фарватеру.

В 1912 году установка маяков на косе и устройство насыпной дамбы, представляющей собой дорогу между ними, были завершены. За год до окончания строительства в Париже у фирмы «Соттер и К» были закуплены новые маячные аппараты без линз с позолоченными рефлекторами. Для опытной эксплуатации они были установлены на створных маяках и показали весьма неплохие результаты. Аппараты этой системы, по утверждению Главного гидрографического управления, при сравнительной дешевизне были просты в обращении, не имели легко бьющихся дорогих линз, и части их свободно могли быть заменены новыми.

Сильные штормы сотни лет назад сформировали косу из наносов кварцевого песка с примесью ракушки. Вследствие слабости грунта – песок местами был очень зыбким – под фундамент башен были забиты сваи. Первоначально оба маяка были одинаковыми и представляли из себя ажурные железные башни с закрытой чугунной винтовой лестницей. Высота передней башни –14,8 метра, задней – 21,2 метра.

Для уменьшения теплопроводности стенок фонаря и большей долговечности фонарное помещение и дежурная комната были обшиты деревом. Запас прочности конструкции был рассчитан на нагрузку в 250 килограммов на квадратный метр и позволял успешно противостоять ветрам, дующим в окрестностях косы. Вес металлической башни был около 24 тонн, и по расценкам 1907-1909 годов ее строительство обошлось казне в 10 262 рубля. Так как на косе не было пресной воды, для ее запаса в середине участка была установлена цистерна.

Маяки начали работать в 1914 году. Согласно Адрес-календарю Керчь-Еникальского градоначальства, первым смотрителем Чушкинских створных маяков был штурман дальнего плавания Иосиф Антонович Солодовник.

В 1921 году Управление безопасности кораблевождения Черного и Азовского морей в запросе о выделении средств на восстановление маяков сообщало, что в период Гражданской войны конструкции были разрушены «проходящими бандами до последней крайности …маячные аппараты исчезли, а от жилых домов остались только каменные стены». Мародеры демонтировали до основания всё, что можно было демонтировать. Осенью 1921 года ремонтные работы были успешно закончены.

Во время Великой Отечественной войны Чушкинские маяки оказались в эпицентре сражений. Они играли важную роль в десантных операциях и при эвакуации наших бойцов из Крыма. С моря, воздуха и крымского берега фашисты бомбили навигационные створы, и в 1942 году в ходе боев железные башни были разрушены.

Восстановили маяки в нынешнем виде только в 1954 году. В этом же году начал свою работу порт Кавказ, обслуживавший паромную переправу через Керченский пролив. Сегодня передний створный маяк – это 18-метровая четырехгранная белокаменная башня с фонарем и галереей. На высоте 13 метров от основания устроен квадратный железобетонный балкон-перекрытие с металлической оградой по всему периметру. Огонь маяка – непрерывный, красного цвета, отображается через окно в башне. Высота заднего маяка – 24 метра, он имеет четырехгранную крышу из оцинкованного железа с вентиляционным шаром и шпилем громоотвода. Видимость огня – 12 морских миль. В осенне-зимний период освещение круглосуточное.

Добыча песка на берегу пролива привела к разрушению косы, и разлившийся лиман образовал протоку, которая размыла дамбу к маяку. Полноценная дорога обрывается за километр до заднего маяка, дальше – брод глубиной примерно по пояс. Башня не требует постоянного присутствия персонала и продолжает работать в автономном режиме: включается с заходом солнца и выключается на рассвете.

Романтическое путешествие на маяки, расположенные на живописной косе Чушке, – недооцененный туристический маршрут Краснодарского края. На безлюдных просторах песчаных пляжей тихо плещутся волны с барашками, перекатывая песчинки у края воды и разбиваясь в мелкие брызги. Величавые морские стражи – сверкающие маяки – среди ветров одиноко и гордо возвышаются над великолепием Керченского пролива, освещая и прокладывая путь мореходам между двумя морями – Черным и Азовским.

Олег БАСЕНКО, преподаватель Судомеханического техникума, Керчь

Фото Максима БЕССАЛОГО

Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницуОтправить статью другу Отправить статью другу

 
Связанные ссылки
· Больше про
· Новость от admin


Самая читаемая статья: :
ПОСТРОИЛ ТЕПЛИЦУ - ПОЛУЧИЛ СУБСИДИЮ


Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


© Орбита. Темрюк 2008.