Здравствуйте, Гость! Регистрация

Сегодня: понедельник, 25 октября 2021 года  

Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Конкурс "А вот еще был случай..."
· Объявления
· Поиск
· Связаться с нами
· Конкурс "Вот это кадр!"

Реклама


Зарево Крымской войны
Добавлено: 01/08/2019

В минувшее воскресенье жители и гости Темрюкского района отпраздновали День российского Военно-морского флота. Мощь его ковалась веками в морских сражениях, которых и у берегов Тамани бывало немало. Были победы, были и поражения. О событиях Крымской войны 1853–1856 годов многие знают из школьной программы, но всем ли известно о ее эпизодах, которые разворачивались в Керченском проливе и в акватории Темрюкского залива?



В неравном бою

Как известно, в этой войне Россия противостояла союзной армии Англии, Франции и Турции. Основной мишенью для врага был Крым и Севастополь, но в результате прохода англо-французской эскадры в Азовское море бомбардировке были подвергнуты и населенные пункты азовского побережья.

Надо упомянуть, что командование русской армии пыталось преградить вражеским кораблям путь через Керченский пролив. Планировалось затопить в узких его частях русские суда, установить около ста донных мин и порядка 60 орудий на побережье. Истратив на эти мероприятия 384 тысячи рублей, русское правительство не достигло цели – боны из бревен и затопленные суда сносило течением к югу, а центральная часть пролива рано освободилась ото льда, после чего флотилия интервентов тут же взяла курс из Черного моря на Азов, не дав русским завершить оборонительные работы.

12 мая 1855 года англо-французские суда попали в проливе под обстрел орудий русских кораблей, крепости Еникале, находящейся возле Керчи, и Чушкинской батареи. Бой, однако, не закончился победой русского флота – из-за малочисленности русская Азовская флотилия не смогла противостоять современным англо-французским кораблям. Командующий флотилией контр-адмирал Николай Павлович Вульф решил отойти к Бердянску, где часть флота была уничтожена (были взорваны три парохода и шхуна «Аргонавт»), а с оставшимся арсеналом ушел еще дальше в Азовское море. Путь к городам и станицам азовского побережья был открыт для вражеской армады, англо-французские суда смогли вплотную подойти к берегу и накрыть поселения огнем.

Врагам помогла глубина

Сегодня исследователи пытаются разобраться, как при достаточно мелких глубинах Азовского моря военные корабли смогли настолько приблизиться к береговой полосе. Автор одной из статей «Морского сборника», изданного в 1857 году, упоминал, что, когда ему случалось плавать через Керченский пролив из Черного в Азовское море, он наблюдал, как иностранные и отечественные суда, груженные зерном, губят мореходный путь – сбрасывают уже ненужный каменный и песочный балласт в море по пути следования и на рейдах, и от этого глубины еще более сокращаются. Природные явления – наносы ила с Дона и других рек, перегоняемые течением с одного участка моря в другой, – тоже усугубляли ситуацию.

Известное мелководье Азова должно было препятствовать подходу вражеских кораблей вплотную к берегу, однако на деле союзникам удалось подойти к нему настолько, чтобы своими бомбардировками нанести значительные разрушения прибрежным населенным пунктам: Бердянску, Мариуполю, Таганрогу, Ейску, Тамани и другим. Ученый, кандидат географических наук Юрий Артюхин считает, что доступность азовских берегов была связана с особенностями местного гидрологического режима. По его мнению, уровень Азовского моря и Керченского пролива поднимается и опускается с периодичностью примерно 15-20, а в некоторых циклах – 20-30 лет. «К 1854-1855 году уровень воды в Керченском проливе был выше в среднем на 0,4-0,5 метра, чем, например, в 1800 году. При сильных северо-восточных ветрах подъем уровня мог быть на 1-1,5 метра выше ординара, – утверждает он. – Именно эта причина помешала русскому командованию в сжатые сроки и при ограниченных ресурсах надежно заблокировать все узости Керченского пролива. В свою очередь, именно этот фактор сыграл негативную роль в судьбе русских городов на побережье Азовского моря. Если бы уровень был таким, как фиксировался в 1800-е годы, то английские суда не могли бы не только близко подходить к побережью, но и обстреливать города с рейда».

Тамань и Темрюк под обстрелом

О том, как жители побережья в отсутствие российских военно-морских сил защищали от врага свои дома, рассказывала в 1887 году газета «Кубанские областные ведомости», причем автор статьи в своем рассказе основывался на воспоминаниях старожилов. В Тамани вражеский десант был отбит местными казаками во главе с сотником Дудником. Огнем четырехфунтовой пушки и ружейными выстрелами встретили защитники лодки противника, подплывающие к берегу. Одна из них была потоплена, вторая приведена в негодность, а остальные, подобрав пострадавших, повернули вспять. Но дальше пластунам пришлось только теснее прижиматься к земле: корабли начали мощную бомбардировку Тамани. «Дома, никогда не вентилировавшиеся, получают новое приспособление. Камышовые крыши взлетают на воздух. Где было тесно даже пройти, там являются целые улицы! От «злосчастного городишки» остаются только груды развалин», – так описывал корреспондент картину пушечного обстрела таманского побережья. Тем не менее от дальнейших попыток высадить десант на берег интервенты отказались, а Дудник с казаками и жителями Тамани отступили к Темрюку, который тоже готовился встретить вражескую эскадру.

До подхода англо-французских судов темрючане выстроили вдоль склона Темрюкской горы камышовый лагерь, для чего поснимали крыши с многих домов, оборудовали на песчаном берегу траншеи и насыпи и зарядили чугунную пушку. События развивались по уже известному сценарию. Корабли союзников встали на рейде и попытались высадить десант, но у берега их уже поджидали в засаде казаки. Нежеланные гости были взяты в плен и отконвоированы в Темрюк. А англичане и французы в отместку начали яростно обстреливать берег. Голубицкие хутора были разрушены, рыбные заводы взорваны противником. Но сама Темрюкская станица ввиду своей удаленности от моря почти не пострадала. Утром пальба стихла, и к полудню эскадра снялась с якоря и ушла на северо-восток, атаковать Ейск.

По Темзе и Кубани

Примечательно, что после Крымской войны именно Англия стала соучастником зарождения кубанского пароходного флота – лондонская фирма «Ревангель и Скалькёльд» строила по заказу кубанского правительства первый кубанский пароход. Под таким названием – «Кубанский пароход» – он и фигурировал в русских документах, а в Англии судно упоминалось под именем «Тамань». Газета Nautical Standard («Мореходный стандарт») так описывала его характеристики после испытаний на реке Темзе: «Тамань» сидит на воде щегольски. Хотя при испытании он не имел полных паров, однако круглым числом шел по 16 миль в час. При этом не было заметно ни малейшего сотрясения или содрогания от машины. Достойно замечания, что в ней сделано новое приспособление, посредством которого лишний пар сам собою постоянно выходит из паровой трубы. Одним словом, «Тамань» есть один из лучших пароходов, когда-либо построенных в Лондоне».

К сожалению, первопроходец не оправдал надежд заказчика. В марте 1859 года пароход отправился в первый рейс от Темрюка вверх по Кубани до станицы Тифлисской, но после весеннего паводка вода спала, и из очередного речного путешествия «англичанин» вернулся уже без двух рулей, с повреждением корпуса и просевшим днищем – для кубанских глубин пароход был явно не приспособлен.

Однако уроки были извлечены. На реку и в море вышли новые корабли, устремившиеся от поражения к победам – тем победам, которые составили славу российского Военно-морского флота и которыми сегодня гордится Отечество.

Елена ЧУПРИНА

Источники:

«Воспоминания об обороне Таманского полуострова, Темрюка и города Ейска в войну 1854-1855 годов», газета «Кубанские областные ведомости» от 19 декабря 1887 года;

Артюхин Ю. В. «Бомбардировка эскадрой англо-французских канонерок побережья Азовского моря в разгар восточной войны 1853-1856 г.г.»;

«Морские сборники», том II, № 4 за 1849 год; том XXX, № 7 за 1857 год. С.-Петербург.

Морской порт Темрюк: планы и перспективы

Стратегия развития морского порта Темрюк стала одной из тем в повестке дня выездного совещания главы Темрюкского района Федора Бабенкова.

Руководитель муниципалитета побывал на территории морского порта, ознакомился с его потенциалом, осмотрел перегрузочные комплексы. В мероприятии приняли участие заместители главы района Дмитрий Маслов, Руслан Дадашев и Денис Каратеев, мэр города Максим Ермолаев, начальник железнодорожной станции «Темрюк» Сергей Озеранский, начальник Таманского управления Росморпорта Игорь Павлов, руководители стивидорных компаний.

Морской порт расположен на побережье Азовского моря в четырех километрах от Темрюка. На протяжении многих лет морские ворота активно развивались. Сейчас порт открыт для международного морского сообщения. Здесь осуществляются операции с различными грузами, включая опасные, грузооборот составляет около 4 миллионов тонн в год. Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют более 10 стивидорных компаний.

После осмотра портовой территории Федор Бабенков провел рабочее заседание с руководителями стивидорных компаний. Встреча прошла в Таманском управлении Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». На совещании были рассмотрены проблемы, связанные со строительством подъездной автомобильной дороги и расширением железнодорожного переезда, обсуждалось развитие портовой инфраструктуры.

Как рассказал Федор Бабенков, в стратегию социально-экономического развития Темрюкского района до 2030 года внесен приоритетный проект «Строительство и реконструкция перевалочных комплексов в порту Темрюк и развитие автомобильных подходов к порту». По проекту планируется строительство новых выставочных путей на 80 вагонов и прокладка второго железнодорожного пути в порт, реконструкция автомобильной дороги и транспортной развязки (путепровода эстакадного типа). Проект планируется реализовать до 2024 года.

По итогам совещания было принято решение подготовить информацию о федеральных программах развития железнодорожной инфраструктуры применительно к Темрюкскому району и рассмотреть вопрос о формировании площадки для отстоя автотранспорта, следующего с грузом в порт Темрюк, на период ожидания разгрузки.

Пресс-служба администрации МО «Темрюкский район»

Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницуОтправить статью другу Отправить статью другу

 
Связанные ссылки
· Больше про
· Новость от admin


Самая читаемая статья: :
ПОСТРОИЛ ТЕПЛИЦУ - ПОЛУЧИЛ СУБСИДИЮ


Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


© Орбита. Темрюк 2008.